МАДОУ города Нижневартовска ДС №69 "Светофорчик"

подробнее о садике
ХМАО- Югра
/>
Многовековая Югра<!-- </bc> --></td>
<td width=

Меню сайта

Сайты педагогов

Поиск

Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
Всего ответов: 398

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

счетчик

Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Бесспорно, что самым важным в жизни ребенка является его семья. Именно в ней ребенок получает первые навыки, знания, переживания. С одной стороны, только при сотрудничестве специалистов и семьи возможна эффективная психолого-педагогическая помощь ребенку. С другой – взаимодействие с родителями по поводу образования детей дает специалистам ряд преимуществ. родители могут рассказать, что мотивирует их ребенка, помогут понять некоторые аспекты поведения ребенка, их ожидания от посещения ребенком детского сада. Таким образом, вовлечение родителей в сотрудничество позволяет повысить их понимание образовательного процесса. Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей действительно, родителям может потребоваться различная информация по поводу образования их ребенка, приобретение специальных педагогических навыков взаимодействия с детьми и управления их поведением.
 
Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность может осуществляться в разных формах, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Имея неодинаковый жизненный опыт, взгляды, идеи, ценности, родители и специалисты склонны воспринимать детей с особенностями в развитии по-разному. для того, чтобы различие во взглядах между педагогами и родителями не приводило к напряжению и конфликтам между ними, важно понимать, что появление в семье ребенка с особенностями развития, как правило, является сложнейшим испытанием для родителей.
 
Создание условий для взаимодействия родителей с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
 
Прежде чем планировать взаимодействие с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), педагогам необходимо постараться понять особенности семейной ситуации и глубочайшие переживания. 
 
Психологи констатируют, что принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы, которые переходят один в другой. Начало, как правило, имеет общий характер, реализуется автоматически, а разворачивание следующих этапов зависит от индивидуальных характеристик. Это – динамический процесс, прохождение которого зависит от особенностей личности и условий среды. Могут наблюдаться остановки, возвращения на предыдущий этап. Как правило, в литературе выделяются следующие этапы, характерные для любого психологического стресса:
 
Шок
 
 
На когнитивном уровне – это непонимание ситуации. У родителей еще нет паники, но реакция на известие о проблемах с ребенком вызывает ступор, спутанность сознания. родители не верят, что это происходит с ними. в конце этого этапа начинается понимание произошедшего, за этим следует паника и чувство собственной неполноценности. По времени первый этап протекает у каждого человека по-разному, занимая время от нескольких дней до нескольких недель.
Включение защитных механизмов. Отрицание один из самых проблемных этапов. На ранней стадии отрицание несет защитную функцию, играет полезную роль, смягчает удар. родители надеются, что ребенок полностью выздоровеет. они не в силах объективно оценить ситуацию. Утешают себя тем, что «в их роду все дети поздно начинают говорить, ходить и т.д.». рекомендации специалистов не принимаются. На этой стадии развивается, так называемое, «шопинг-поведение», родители переводят ребенка от одного врача и педагога к другому, стремясь убедить себя, что специалисты некомпетентны и ответственны за состояние ребенка. Чем дольше длится этот промежуток, тем дольше и тяжелее будут последствия.
 
Агрессия или пассивность
 
На этой стадии появляется злость («Почему это случилось со мной?»), которая может быть направлена или на себя или на близких людей (супруга, супругу), или на специалистов как на источник негативной для родителей информации. другой вариант прохождения этой стадии – это пассивность и полное отсутствие мотивации.
 
Торги
Родители пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на что-нибудь – заключить «договор с высшими силами». они могут делать пожертвования, решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя и др. По их мнению, улучшение здоровья ребенка должно стать «наградой» за старательную работу, помощь другим, участие в каком-нибудь добром деле.
 
Признание проблемы и переживание горя На этой стадии происходит переживание горя. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. На этом этапе появляются слезы. Это самый тяжелый период. основным переживанием выступает чувство вины.
 
Принятие и возрождение
 
 
Ситуация, вызвавшая горе, теперь воспринимается как часть жизни – она имеет свое начало, развитие и завершение. возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем. На этом этапе происходит приспособление родителей к проблеме и принятие больного ребенка. в книге «обычные семьи, особые дети».
Авторы говорят, что принятие считается достигнутым, когда родители демонстрируют все или некоторые из следующих характеристик:
•они способны относительно спокойно говорить о проблемах своего ребенка
•они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.
•они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
•У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.
•они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.
•они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
Приведенная теория стадий должна применяться гибко, учитывая неоднородность и сложность разных семейных отношений, непредсказуемость их реакций на особенности ребенка. в детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания горя. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения. 
Уровни вовлечения родителей в образовательный процесс в литературе выделяют пять уровней вовлечения родителей в образовательный процесс:
 
Уровень 1. Информированность. На этом, самом базовом, уровне детский сад информирует родителей о существующих образовательных программах, а родители, в свою очередь, задают вопросы.
Уровень 2. Участие в мероприятиях. родители вовлекаются в мероприятия, но в ограниченной степени. Например, их могут пригласить на некоторые из них.
Уровень 3. Диалог и обмен мнениями. Здесь родителям предлагают изучить цели и потребности группы, которую посещает их ребенок.
Уровень 4. Участие в принятии решений. родителей просят поделиться мнением о тех решениях, которые влияют на их ребенка. Хороший пример такой вовлеченности – обсуждение коррекционно-развивающей программы ребенка.
 
Уровень 5. Принятие ответственности за действия. Это самый высокий уровень, родители принимают решения совместно с педагогами и вовлечены как в планирование, так и в осуществление и в оценку эффективности реализации образовательной программы.
Особая задача стоит перед родителями – им необходимо научиться предоставлять ребенку такую степень независимости и самостоятельности, к которой он способен. 
Это очень непростая задача, в выполнении которой также могут помочь специалисты. в разных формах они обучают родителей видеть достижения ребенка и позитивно подкреплять сформированные навыки. 
 
Приведем примеры.
Включение родителей в игровую деятельность с детьми важно сразу объяснить родителям, что: 
•они играют наравне с детьми, 
•дети имеют право ошибаться, и не надо их сразу поправлять и им подсказывать, 
•в игре могут быть проигравшие и не всегда надо подыгрывать ребенку, т.к. ему тоже нужен опыт проигрывания,
•игра должна доставлять удовольствие и детям, и взрослым.
 
 
Совместное с детьми изготовление игр и пособий является чрезвычайно полезным и для родителей, и для детей. родителям предлагается совместно с детьми сделать домашние игры с простыми правилами.
 
Например:
 
«Парные карточки». для парных карточек берут разные изображения, в зависимости от того, какая задача ставится в игре. Это могут быть предметы, уже знакомые ребенку, или предметы, с которыми только знакомят ребенка, или тематические наборы картинок (звери, птицы, посуда, продукты), или картинки на закрепление в речи произношения определенного звука и т.д.
«Определи на звук». данная игра вызывает яркие позитивные эмоции и у взрослых, и у детей. для нее потребуется коробка из-под яиц и десять пластиковых емкостей от «Киндер-сюрпризов». Их попарно наполняют содержимым, издающим разные звуки. Например, можно взять: стеклянные шарики, кусочки картона, гречку, соль, макароны и др. Задача ребенка – не открывая коробочки, на слух найти одинаково звучащие пары.
Специалист подробно объясняет родителям правила игр и дидактические задачи каждого упражнения, в которые нужно поиграть дома, а также необходимость поощрения ребенка. 
При следующей встрече специалист всегда интересуется, какие возникли трудности, отвечает на возникающие вопросы. 
Включение родителей в общение с детьми. родителям объясняется, что умение связно, понятно строить речевые высказывания, излагать мысль по тому или иному вопросу развивается у детей лишь при целенаправленном руководстве, путем систематического обучения 
 
Специалисты разрабатывают для родителей информационные листки о том, как развивать у ребенка компоненты связной речи: 
•учить ребенка грамматически правильно строить сложную фразу, 
•включать ее в диалог между взрослыми и детьми, 
•учить детей задавать вопросы взрослым и друг другу, 
•достаточно полно отвечать на вопросы, 
•учить их обращаться друг к другу с просьбой, 
•последовательно излагать свои мысли,
•описывать собственные действия так, чтобы было понятно детям и взрослым и т.д.
 
Семейные проекты
В самом процессе совместной деятельности детей и их родителей есть много позитивного: они лучше узнают друг друга, больше и более продуктивно общаются. Благодаря этому улучшается взаимопонимание между членами семьи, устанавливаются более глубокие контакты, появляются и расширяются общие интересы. Таким образом, внутрисемейные связи укрепляются, жизнь семьи, в целом, становится интереснее.
 
 
Приведем пример одной из форм совместной деятельности детей, родителей и педагогов в группе детей старшего дошкольного возраста.
В педагогических кругах под семейным проектом, как правило, понимают совместную деятельность детей и их родителей при выполнении общего, собственно деткого или предложенного педагогом, творческого замысла.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ОВЗ (в группу были включены дети с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра).
Проект получил название: «Где мы были этим летом». 
В конце учебного года родителям предлагается вместе с детьми оформить на альбомных листах несколько детских рассказов (их записывают родители) об эпизодах летних каникул, например: 
«Как я учился кататься на велосипеде», 
«Как мы ездили на рыбалку», 
«Как меня учили плавать». 
При этом с целью предупреждения желания родителей выполнить все вместо ребенка, родителям даются рекомендации по составлению рассказов в виде конкретных вопросов для детей: 
Где ты был? Когда? С кем ты там был? 
Как вы туда собирались? На чем вы ехали? 
Что ты увидел? Что вы делали? 
Что ты нового узнал? Что тебе запомнилось? 
Что тебе понравилось? Почему? 
Что не понравилось? Почему? Что тебя удивило? 
Куда еще ты хочешь поехать? 
 
Что еще ты хочешь увидеть?
Родителям разъясняется ценность детских рассказов, впечатлений и оформления. в начале нового учебного года дошкольники приносят свои работы в группу. 
Педагог строит беседу с ребенком о семье. Таким образом, близкие люди ребенка незримо находятся рядом – это является хорошей поддержкой в период адаптации. 
 
Беседуя индивидуально на интересную для ребенка тему, у педагога  есть возможность сделать «экспресс-диагностику» его развития, выявить  сильные и слабые стороны и, в зависимости от этого, спланировать дальнейшую работу. 
 
объединению детей, появлению и расширению внимания их друг к другу способствует проведение бесед по данной теме с группой детей.  Педагог оказывает дифференцированную, дозированную помощь  каждому ребенку, поддерживая их интерес к рассказчику. 
 
Проект «Где мы были летом» разработан педагогами ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 90, г. Москва, заведующий – Власова М.И.
 
Использование интернет - ресурсов для повышения  компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья различные исследования по выявлению потребностей родителей показывают, что, без сомнения, важнейшей потребностью родителей  маленьких детей с нарушениями развития является потребность в информации. За ней следуют вопросы и проблемы, связанные с психолого-
медико-педагогической помощью. В настоящее время самым актуальным источником информации  является интернет. Если провести анализ интернет-источников по поисковым словам «образование детей с ОВЗ» (справочные ресурсы для  родителей, сообщества родителей особых детей, фонды помощи детям, форумы родителей детей с ОВЗ, сайты, созданные людьми с ОВЗ и т.д.), то можно увидеть, что наиболее полно в интернете представлена нормативно-правовая база получения образования, а именно – приведен список относящихся к данному вопросу документов. в остальном  же образование детей с ОВЗ освещается недостаточно.  Практически на всех сайтах детских садов имеется страница «для родителей», но, как правило, информация на них не обновляется и представлена в очень небольшом объеме. Все вопросы, беспокоящие родителей, можно разделить на три большие группы по типу заявленных трудностей: 
 
•вопросы, касающиеся нормативно-правовых норм и возможности 
 
получения дошкольного образования ребенком с ОВЗ, 
 
•информационно-организационные вопросы, касающиеся выбора детского сада для ребенка с ОВЗ, 
 
•вопросы, связанные с психолого-педагогическим сопровождением ребенка в детском саду.
 
 1) Аналитический отчет по результатам мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. М.: ИПИО МГППУ, 2011. Электронный документ: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=165.
 
 2) Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение //Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 60–74.
 
3)Трескин В.Г. Социологическое исследование «Отношение родителей детей с особыми возможностями здоровья к инклюзивному подходу в образовании» (в рамках Программы «Мониторинг прав детей с ограниченными возможностями здоровья»). М., 2006. Электронный документ: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3989/3991/document4267.shtml.
 
Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ОВЗ остановимся подробнее на каждой из этих групп.
 
 
Первая группа вопросов родителей связана с нормативно-правовыми нормами и возможностями получения образования ребенком с ОВЗ. Это обусловлено отсутствием доступной и четкой информации о правах и механизмах получения ребенком с ОВЗ, в том числе ребенком-инвалидом, об-разования. родители готовы отстаивать права своих детей, однако им остается непонятным, могут ли отказать ребенку с ОВЗ в детском саду рядом с домом и как добиться того, чтобы ребенок был в него зачислен; имеются ли для детей - инвалидов какие либо ограничения при поступлении в детский сад; как взаимодействовать с чиновниками для обеспечения права на образование детей с ОВЗ, в том числе – с тяжелыми нарушениями развития. 
 
Например: «…Могут ли отказать в приеме ребенка в обычный детский сад (у нас в поселке нет специализированного детского сада) только из-за того, что он не может ходить. Какие аргументы привести для того, чтобы сына взяли в детский сад вместе с сестрой хотя бы на 2–3 часа в день?» актуальным для родителей является вопрос выбора для ребенка детского сада, реализующего инклюзивную практику. Для родителей становится серьезной проблемой поиск информации о детских садах, реализующих инклюзивное образование; механизмах устройства ребенка в эти учреждения, зачастую не относящиеся к месту проживания семьи; критериях выбора детского сада, подходящего для ребенка с ОВЗ и обеспечивающего качество образования; подбора для ребенка оптимальной формы обучения. 
 
Например: «Я являюсь родителем ребенка с синдромом Дауна. 
 
Нас остро интересует вопрос как дошкольного, так и школьного образования таких деток. Подойдет ли для нас инклюзия? И как для нас доступна будет услуга тьютера?» 
 
Наиболее обширную группу составляют вопросы, связанные с психолого-педагогическим сопровождением и организацией поддержки и помощи ребенку с ОВЗ в детском саду. В первую очередь обращает на себя внимание незнание родителями целей и задач деятельности ПМПК, полное непонимание смысла ее посещения. Это зачастую связано и с тем, что специалисты образовательных учреждений, направляя ребенка на ПМПК, не уделяют должного внимания объяснению родителям смысла данного визита. Родители задаются вопросами о том, где найти сведения об окружных психолого - медико-педагогических комиссиях; с какой целью ребенка с ограниченными возможностями здоровья направляют на ПМПК; является ли посещение ПМПК их правом или обязанностью. 
 
Например: «Моему сыну 7 лет, у него синдром Дауна.
 
С трех лет посещает обычный детский сад. В следующем году нам надо идти в школу. Очень не хочется возить ребенка в центр города, где некоторые школы имеют опыт работы с нашими детьми. Можно ли устроить ребенка в начальную школу - детский сад или школу надомного обучения по программе инклюзивного образования? 
 
Нужно ли для этого проходить ПМПК, специалисты которой при попытке устроить мальчика трех лет в коррекционный детский сад искренне посоветовали отдать его в интернат?» 
 
Большая группа вопросов связана с созданием в детском саду специальных образовательных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями. Как правило – это «крик родителей о помощи». они обеспокоены тем, как обеспечить ребенку индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами высокого уровня (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед), понимающими проблемы включения детей с ОВЗ в социум, и где найти таких специалистов при их отсутствии в детском саду; кто и как должен создать условия (в том числе технические) для доступного обучения ребенка; кто будет адаптировать образовательную программу для их ребенка. 
 
Подытоживая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что наиболее актуальным для родителей детей с ОВЗ будет работающий и постоянно обновляющийся раздел «для родителей» на сайте детского сада. 
 
В качестве примера структуры такого раздела рассмотрим 
 
Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «образование без границ» (edu-open.ru).
 
Раздел «родителям» (http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=86) содержит четыре подраздела:
 
•образование лиц с ОВЗ,
 
•рекомендации специалистов,
 
•литература, 
 
•часто задаваемые вопросы.
 
Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ОВЗ в подразделе «образование лиц с ОВЗ» (http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=88) родители могут узнать, с какой целью необходимо посетить Психолого-медико - педагогическую комиссию, как выбрать детский сад и где найти специалистов для ребенка.
 
В подразделе «рекомендации специалистов» (http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=89) родители найдут информацию по правам детей с ОВЗ, по обучению и воспитанию детей в условиях семьи.
 
В разделе присутствует опция «Задать вопрос специалисту» (http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=124), с помощью которой у родителей есть возможность оперативно разрешать конкретные жизненные проблемы.
 
На сайте детского сада структуру раздела для родителей определяют с помощью опроса (анкетирования) родителей. 
 
Примеры вопросов для родителей
 
Укажите, какая информация вам необходима для обучения/развития/ воспитания своего ребенка:
 
•о возрастных особенностях ребенка,
 
•об образовательных учреждениях,
 
•о дополнительных образовательных услугах.
 
Укажите, что вызывает у вас наибольшее беспокойство:
 
•поведение ребенка,
 
•интеллектуальное развитие ребенка,
 
•художественно-эстетическое развитие ребенка,
 
•физическое развитие ребенка.
 
В какой форме вы используете ресурсы сети Интернет:
 
•скачиваю необходимую информацию,
 
•получаю он - лайн консультации специалистов,
 
•общаюсь на форумах.
 
Итак, интернет-сайт детского сада может стать ресурсом для повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья при условии его постоянного обновления актуальной для родителей информацией.
 
Выводы
 
Каждое обращение родителей к специалистам детского сада и материалам сайта – это не просто обращение к экспертам, это – судьба ребенка и его семьи. Демонстрируя активную жизненную позицию в поисках путей помощи своему ребенку, семья «бьется» за своего ребенка, его включение в общество и систему образования. Важной задачей детского сада является совершенствование информационной и методической поддержки родителей детей с ОВЗ в вопросах образования, как одной из сторон обеспечения права любого ребенка российской  Федерации на доступное и качественное образование.
 
 
 
Успешность развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит в первую очередь, от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности.
 
Специалисты оказывают квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребенка среду; выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребенком; формируют уверенный и спокойный стиль воспитания.
Независимая оценка

Блокировка сайтов

РекомендуемыеСайты
Исполнение закона об образовании
ФГОС ДО
Министерство просвещения РФ
Департамент образования и молодежной политики ХМАО -Югры
Официальный сайт г.Нижневартовска
Портал системы образования г.Нижневартовска
Дистанционный методический сервис
Вместе против террора
Российская общественная инициатива
Россия - без жестокости к детям
Электронный журнал очередности
Обмен детскими садами
Факты выявления экстремистских материалов
Электронные услуги
Персональные данные
Госуслуги
Противодействие коррупции

ДесятилетиеДетства

Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2019