МАДОУ города Нижневартовска ДС №69 "Светофорчик"

СМЕНА АДРЕСА САЙТА https://ds69-nizhnevartovsk-r86.gosweb.gosuslugi.ru
Меню сайта

COVID 2019
/><!-- </bc> --></td>
<td width=

Год памяти и славы
/><!-- </bc> --></td>
<td width=

Сайты педагогов

Поиск

Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
Всего ответов: 399

СЧЕТЧИК

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Предметно-развивающая среда в технологиях инклюзивного пространства

 
 

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда детского сада, в которой он находится большую часть времени. Участие в городской экспериментальной площадке обозначило проблематику необходимости создания предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада комбинированного вида.
 
При создании развивающей предметной среды в инклюзивной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного).
 
При создании предметно-развивающей среды в инклюзивном пространстве необходимо учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды, однако, особую значимость на наш взгляд приобретают следующие принципы:
 
Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети с условной нормой самостоятельно могут определять содержание деятельности, намечать план действий и активно решать разнообразные задачи.
Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
Развитие коммуникативных возможностей. Развитие коммуникативных возможностей имеет особую значимость для особого ребенка. Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий.
Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.
 
В зависимости от контингента детей, включенного в инклюзивное пространство, развивающая предметная среда будет иметь свою специфику и обеспечит условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. 
В групповой комнате выделяются следующие сектора: сенсорного развития, сектор развития предметно-практической деятельности, сектор ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки, сектор общения и эмоционального развития, сектор развития мобильности, ориентировки в пространстве.
 
 Сектор сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики  шнуровки, дидактическая кукла-клоун, пузырьки и банки с различными крышками, резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами (ежики), конструкторы (металлический, пластмассовый, кнопочный), рамки с застежками, пазлы, центр воды и песка, материал для изодеятельности (глина, пластилин, тесто), “сухой душ”, “осязательные ванны”, тактильная дорожка, тактильное панно “Ежик”, тактильная панель, шершавый алфавит, почтовый ящик, сенсорная тропа.
  • Игры на развитие зрительного восприятия: “Сложи узор”, зашумленные изображения, разрезные картинки, незаконченные изображения, точечные изображения.
  • Игры и пособия на развитие восприятия формы, величины, цвета. Объемные и плоскостные геометрические фигуры, “Найди пару”, “Найди предмет указанной формы”, “Составь целое из частей”, “Какого цвета не стало?”, “Сложи радугу” и др.
  • Игры, направленные на развитие восприятия особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Коробочки с различными запахами, “Четыре времени года”, “Какой предмет?” и др.
  • Игры на развитие слухового восприятия:: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, магнитофон, аудиозаписи
  • Игры и пособия на развитие восприятия пространственно-временных отношений. Схема тела человек, вкладыши человек и др.
В секторе сенсорного развития подбор дидактического материала осуществляется с учетом категории детей, включенных в инклюзивное пространство. Более расширенно представлены материалы на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие особых свойств предметов.
 
В секторе ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки акцент в работе педагога ставится на формирование навыков самообслуживания, пополнение социального опыта детей с проблемами в развитии на основе их взаимодействия со сверстниками.  
 
Сектор предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. Дети с проблемами в развитии закрепляют игровые действия, полученные на обучающих занятиях с дефектологом, учатся удерживать взятые на себя роли. А для детей с условной нормой расширяется диапазон ведущих ролей, что ни всегда реализуется в обычной группе детского сада.
 
Сектор развития мобильности и ориентировки в пространстве позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья развивать свои двигательные возможности, ориентировку пространстве, а дети с условной нормой закрепляют навыки в основных движениях.
 
Сектор общения и эмоционального развития особенно важен для детей с проблемами в развитии..У них наблюдается быстрая утомляемость и необходимы условия для снятия напряжения и релаксации. Дети с условной нормой могут успешно привлекаться к различным совместным групповым действиям и здесь успешно решаются задачи по коррекции психоэмоционального развития.
 
Работа в секторах будет успешной, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия. Игра позволяет нам не только решать различные задачи, но и как охарактеризовал ее Л.С. Выготский, игра – это своеобразная “арифметика социальных отношений”. В рамках инклюзивного образования в этом вопросе мы еще находимся в начале пути. В связи с этим хотелось бы обозначить несколько проблем:
  • Полифункциональность игрушки не описана в литературе для использования в интегративном пространстве;
  • Определенные трудности вызывает построение взаимоотношений между детьми с условной нормой и детьми с проблемами в развитии, организация общения в каждом секторе предметно-развивающей среды;
  • Необходимо определить функционал и технологии работы педагогов в интегративном пространстве по отношению к разным категориям детей
Предметно-развивающая среда содержит в себе огромный потенциал, который должен быть реализован в ближайшем будущем в инклюзивном образовании.
 
 
«Современные требования к организации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, способствующей социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на база муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Медведевский детский сад №1 «Ягодка» (лекция)
 
 
ПОС
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции?

Онлайн-сервисы

Независимая оценка
Независимая оценка качества образования
Результаты независимой оценки
Опрос родительской общественности

dobro.ru
Голосование за благоустройство

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА
/><!-- </bc> --></td>
<td width=

Блокировка сайтов

Голосование

РекомендуемыеСайты
Исполнение закона об образовании
ФГОС ДО
Министерство просвещения РФ
Департамент образования и молодежной политики ХМАО -Югры
Официальный сайт г.Нижневартовска
Портал системы образования г.Нижневартовска
Дистанционный методический сервис
Вместе против террора
Российская общественная инициатива
Россия - без жестокости к детям
Электронный журнал очередности
Обмен детскими садами
Факты выявления экстремистских материалов
Электронные услуги
Персональные данные
Госуслуги
Противодействие коррупции
РАСТИМ ДЕТЕЙ

Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz * Дизайн ZeroParking