МАДОУ города Нижневартовска ДС №69 "Светофорчик"

подробнее о садике
Меню сайта

COVID 2019
/><!-- </bc> --></td>
<td width=

Год памяти и славы
/><!-- </bc> --></td>
<td width=

Сайты педагогов

Поиск

Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
Всего ответов: 399

СЧЕТЧИК

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия

 
 
Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
 
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии сведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия): зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
 
Остановимся подробнее на том, какие условия необходимо предусмотреть педагогам при посещении детского сада детьми с нарушениями слухового и зрительного восприятия.
 
Эпизод из практики.
 
Аня, 4 года (снижение слуха)
 
Четырехлетняя Аня по интеллектуальному развитию не отличается от своих сверстников. Она активна в играх, с удовольствием общается с детьми.
 
В движениях у Ани наблюдается моторная неловкость. Она с трудом держит равновесие на одной ноге, ходит на носочках. У девочки возникают сложности при переключении с одного движения на другое и при выполнении физических упражнений «по подражанию» и «под счет». Речь у Ани звучит скандировано. Логопед отмечает грубое нарушение звукопроизношения. В связной речи присутствуют аграмматизмы и нарушения слоговой структуры. Она не всегда реагирует на обращенную к ней речь, особенно, если не видит говорящего человека. У Ани возникает чувство тревоги при изменении режима дня и расписания занятий.
 
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления.
 
Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми уделяется формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей.
 
Особенностью специальных образовательных условий для ребенка с нарушением слуха, создаваемых в детском саду, является обеспечение развития:
 
• полисенсорного восприятия;
 
• зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношении и целостного восприятия предметов);
 
• слухового восприятия (развитие восприятия речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);
 
• тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению);
 
• вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители);
 
• двигательной активности;
 
• формирования мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического;
 
• понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи;
 
• поэтапного формирования игровой деятельности.
 
Для этого предметно-развивающая среда, доступная для ребенка, должна быть насыщена следующими предметами.
 
Игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
 
• зрительного – игры, в которых ребенок должен подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с «Блоками Дьенеша», парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей, и др;
 
• слухового восприятия – музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и др.;
 
• тактильно-двигательного восприятия – тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определение формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер».
 
Постепенно у ребенка развиваются межанализаторные связи, так необходимые ему в повседневной жизни. Наличие таких связей позволяет человеку правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Например, видя снег, человек воспринимает его как холодный и мягкий. Но мягкость и температуру снега видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы.
 
Наборы тематических игрушек (посуда, продукты, кукольный домик, гараж, мастерская и др.)
 
Принципиальное требование к отбору таких игрушек – они должны быть подобраны таким образом, чтобы быть интересными и значимыми для ребенка в этот конкретный промежуток времени. При этом условии есть возможность формировать у него не только подражание действиям взрослого, но и разворачивать элементарные сюжетные линии. Все это происходит в эмоционально насыщенном, знакомом и понятном для ребенка контексте.
 
Обратим внимание на то, что важным при общении с ребенком с нарушениями слуха является четкость предъявляемых инструкций. Говорить с таким ребенку надо таким образом, чтобы он видел лицо говорящего. Это необходимо объяснить и другим детям.
 
Охарактеризуем ребенка с нарушением зрения.
 
Эпизод из практики.
 
Маша , 6 лет
 
Девочка начала посещать детский сад в шестилетнем возрасте. Она насторожена, с опаской вступает в контакт с детьми. Создается впечатление, что Маша боится детей, новых помещений, перехода из одного помещения в другое. Большую часть времени предпочитает быть в одиночестве. На прогулке тихонько стоит около воспитателя.
 
Девочка владеет связной речью, но логопед отмечает нарушение словарно-семантической стороны речи, «формализм» в использовании слов, эхолалии. Активный словарь Маши ограничен. Она допускает ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий. Наблюдается множественное нарушение звукопроизношения, звуковой анализ и синтез не сформированы. Маша с большим трудом прыгает на одной ноге, ходит по «веревочке». Большой интерес у Маши вызывает музыка. Она успешно занимается с педагогом игрой на фортепиано.
 
У детей с нарушениями зрения отмечаются такие особенности умственного развития, как ограниченность знаний и представлений об окружающем, с преобладанием общих, неконкретных знаний. Речевое развитие также имеет особенности: недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм , эхолалии . Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
 
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения являются:
 
• расширение знаний и представлений об окружающем мире;
 
• развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, используя и стимулируя остаточное зрение;
 
• развитие смысловой стороны речи, предупреждая речь, когда ребенок повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла;
 
• формирование пространственных представлений. Как и для детей с нарушением слуха, особенностью при создании специальных образовательных условий для ребенка с нарушением зрения будет направленность на развитие полисенсорного восприятия.
 
Кроме того, необходимо учитывать еще два обстоятельства: обеспечение безопасности перемещения ребенка по учреждению (и его территории) и возможность довольно близкого расположения ребенка к наглядному материалу во время любых занятий.
 
Создавая предметно-развивающую среду для таких детей, в нее необходимо включать специальное оборудование:
 
• Дидактический материал с четким цветовым решением, крупным размером и объемом.
 
• Рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды,
 
и других предметов, окружающих ребенка, букв, цифр.
 
• Специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

Источник: Л.И.Фёдорова "Федеральный государственный стандарт дошкольного образования:  организация  коррекционно-развивающей работы". Лекции.

Методические рекомендации для работы с детьми с нарушением зрения
Методические рекомендации для работы с детьми с нарушением слуха
ПОС
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции?

Онлайн-сервисы

Независимая оценка
Независимая оценка качества образования
Результаты независимой оценки
Опрос родительской общественности

dobro.ru
Голосование за благоустройство

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА
/><!-- </bc> --></td>
<td width=

Блокировка сайтов

Голосование

РекомендуемыеСайты
Исполнение закона об образовании
ФГОС ДО
Министерство просвещения РФ
Департамент образования и молодежной политики ХМАО -Югры
Официальный сайт г.Нижневартовска
Портал системы образования г.Нижневартовска
Дистанционный методический сервис
Вместе против террора
Российская общественная инициатива
Россия - без жестокости к детям
Электронный журнал очередности
Обмен детскими садами
Факты выявления экстремистских материалов
Электронные услуги
Персональные данные
Госуслуги
Противодействие коррупции
РАСТИМ ДЕТЕЙ

Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz * Дизайн ZeroParking