Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия
Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии сведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия): зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
Остановимся подробнее на том, какие условия необходимо предусмотреть педагогам при посещении детского сада детьми с нарушениями слухового и зрительного восприятия.
Эпизод из практики.
Аня, 4 года (снижение слуха)
Четырехлетняя Аня по интеллектуальному развитию не отличается от своих сверстников. Она активна в играх, с удовольствием общается с детьми.
В движениях у Ани наблюдается моторная неловкость. Она с трудом держит равновесие на одной ноге, ходит на носочках. У девочки возникают сложности при переключении с одного движения на другое и при выполнении физических упражнений «по подражанию» и «под счет». Речь у Ани звучит скандировано. Логопед отмечает грубое нарушение звукопроизношения. В связной речи присутствуют аграмматизмы и нарушения слоговой структуры. Она не всегда реагирует на обращенную к ней речь, особенно, если не видит говорящего человека. У Ани возникает чувство тревоги при изменении режима дня и расписания занятий.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления.
Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми уделяется формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей.
Особенностью специальных образовательных условий для ребенка с нарушением слуха, создаваемых в детском саду, является обеспечение развития:
• полисенсорного восприятия;
• зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношении и целостного восприятия предметов);
• слухового восприятия (развитие восприятия речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);
• тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению);
• вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители);
• двигательной активности;
• формирования мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического;
• понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи;
• поэтапного формирования игровой деятельности.
Для этого предметно-развивающая среда, доступная для ребенка, должна быть насыщена следующими предметами.
Игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
• зрительного – игры, в которых ребенок должен подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с «Блоками Дьенеша», парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей, и др;
• слухового восприятия – музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и др.;
• тактильно-двигательного восприятия – тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определение формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер».
Постепенно у ребенка развиваются межанализаторные связи, так необходимые ему в повседневной жизни. Наличие таких связей позволяет человеку правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Например, видя снег, человек воспринимает его как холодный и мягкий. Но мягкость и температуру снега видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы.
Наборы тематических игрушек (посуда, продукты, кукольный домик, гараж, мастерская и др.)
Принципиальное требование к отбору таких игрушек – они должны быть подобраны таким образом, чтобы быть интересными и значимыми для ребенка в этот конкретный промежуток времени. При этом условии есть возможность формировать у него не только подражание действиям взрослого, но и разворачивать элементарные сюжетные линии. Все это происходит в эмоционально насыщенном, знакомом и понятном для ребенка контексте.
Обратим внимание на то, что важным при общении с ребенком с нарушениями слуха является четкость предъявляемых инструкций. Говорить с таким ребенку надо таким образом, чтобы он видел лицо говорящего. Это необходимо объяснить и другим детям.
Охарактеризуем ребенка с нарушением зрения.
Эпизод из практики.
Маша , 6 лет
Девочка начала посещать детский сад в шестилетнем возрасте. Она насторожена, с опаской вступает в контакт с детьми. Создается впечатление, что Маша боится детей, новых помещений, перехода из одного помещения в другое. Большую часть времени предпочитает быть в одиночестве. На прогулке тихонько стоит около воспитателя.
Девочка владеет связной речью, но логопед отмечает нарушение словарно-семантической стороны речи, «формализм» в использовании слов, эхолалии. Активный словарь Маши ограничен. Она допускает ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий. Наблюдается множественное нарушение звукопроизношения, звуковой анализ и синтез не сформированы. Маша с большим трудом прыгает на одной ноге, ходит по «веревочке». Большой интерес у Маши вызывает музыка. Она успешно занимается с педагогом игрой на фортепиано.
У детей с нарушениями зрения отмечаются такие особенности умственного развития, как ограниченность знаний и представлений об окружающем, с преобладанием общих, неконкретных знаний. Речевое развитие также имеет особенности: недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм , эхолалии . Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения являются:
• расширение знаний и представлений об окружающем мире;
• развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, используя и стимулируя остаточное зрение;
• развитие смысловой стороны речи, предупреждая речь, когда ребенок повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла;
• формирование пространственных представлений. Как и для детей с нарушением слуха, особенностью при создании специальных образовательных условий для ребенка с нарушением зрения будет направленность на развитие полисенсорного восприятия.
Кроме того, необходимо учитывать еще два обстоятельства: обеспечение безопасности перемещения ребенка по учреждению (и его территории) и возможность довольно близкого расположения ребенка к наглядному материалу во время любых занятий.
Создавая предметно-развивающую среду для таких детей, в нее необходимо включать специальное оборудование:
• Дидактический материал с четким цветовым решением, крупным размером и объемом.
• Рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды,
и других предметов, окружающих ребенка, букв, цифр.
• Специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.
Источник: Л.И.Фёдорова "Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы". Лекции.
Источник: Л.И.Фёдорова "Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы". Лекции.